0
Корзина пуста

Путешествуем с "Верой"!

Раскрасим жизнь яркими красками впечатлений!

Чернь - тёмный город...

Орел - Москва - что за окном авто?

Чернь - тёмный город... Говорят, проезжала через эти места Екатерина Великая и ее карета застряла в грязи. «Ну и чернь!» - воскликнула в сердцах императрица. Так за этим местом и закрепилось название «Чернь».


Легенда эта жила до того момента, пока в архивах не обнаружилась духовная грамота князя М.И.Воротынского, согласно которой Чернь была известна еще в июле 1566 года. Наиболее вероятно, что название Чернь произошло от слова «черная», то есть глубокая, не имеющая дна. В описании герба Черни, утвержденного в 1778 году, также упоминается глубокая река: «В серебряном поле протекает река Черная; сей цвет доказывает ея глубину».

В 1802 г. В Черни был построен первый в России свеклосахарный завод!

Построили его подполковник Я.С. Есипов и генерал-майор Е.И. Бланкеннагель в с. Алябьево Чернского уезда. Позднее такие заводы в Чернском уезде возникли в селе Богородском (владельцем был князь Шаховской), в селах Репное-Никольское, Спасское на Зуше и в некоторых других. Об одном из сахарных заводов, принадлежавшем помещику А.М. Дурново, упоминает в своем письме А.С. Грибоедов, побывавший здесь летом 1828 г. Женой же помещика Дурново была Мария Сергеевна, сестра Грибоедова. А первый Алябьевский сахарный завод сгорел в 1855 г. и после пожара не восстанавливался.

С Чернью и Чернским районом связано много известных имен писателей Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.С. Грибоедова, поэта А.А.Дельвига, писателя-народника Н.В.Успенского.


Лев Николаевич Толстой - в Чернском районе находится усадьба Никольское-Вяземское – родовое имение семьи Толстых, принадлежавшее предкам писателя по отцовской линии. Лев Николаевич Толстой называл усадьбу Отрадное и очень любил местные красоты, аллеи, речку и церковь, построенную отцом писателя.




Иван Сергеевич Тургенев – На территории Чернского района Тульской области расположено село Тургенево - родовая усадьба Тургеневых. Иван Сергеевич Тургенев часто бывал и жил в отцовской усадьбе. Особенно продолжительно его пребывание в селе Тургенево летом 1850. Тургенев охотился в окрестностях имения, собирал материал для будущих произведений. В Тургенево были созданы самые поэтические рассказы из «Записок охотника»: «Певцы» и «Бежин луг». До настоящего времени здесь сохранились парк, церковь, каретный сарай, здание бумажной фабрики. Бежин Луг, увековеченный И. С. Тургеневым в одноименном рассказе, находится в Полтевском сельском поселении в 3 км от села Тургенево.


 В 2016 году на базе усадебного комплекса родового села Тургеневых был создан музей. В двух залах представлена экспозиция, посвященная семье И.С. Тургенева, его увлечению охотой, а также интерьерам дворянской усадьбы второй половины XIX века.



Рядом с музеем недавно установили памятник И. С. Тургеневу. Посмотрите на фото - видите мальчик держит Тургенева за пальчик? Как думаете зачем?


В Черни располагается символ края — скульптурный памятник «И. С. Тургенев и Л. Н. Толстой» (авторы И. Студеникин, П. Шимес).



Каждый житель Чернского района знает, что здесь жили родители поэта Антона Антоновича Дельвига. Но поэт лишь наведывался в родительское гнездо, а бароны Дельвиги жили в Чернском уезде вплоть до 1918 года. Образование юноша начал получать в частном пансионе, где увлекся историей и литературой. В 1811 году Дельвиг поступил в Царскосельский лицей, оказавшись в одном классе с юными Александром Пушкиным и Вильгельмом Кюхельбекером.

В числе наиболее известных его произведений – замечательный романс «Соловей», который автор посвятил своему другу Пушкину.

Музыку для него создал композитор Александр Алябьев.

Соловей мой, соловей,

Голосистый соловей!

Ты куда, куда летишь,

Где всю ночку пропоешь?

Соловей мой, соловей,

Голосистый соловей!

Кто-то, бедная, как я,

Ночь прослушает тебя,

Не смыкаючи очей,

Утопаючи в слезах?

Соловей мой, соловей,

Голосистый соловей!

Побывай во всех странах,

В деревнях и городах:

Не найти тебе нигде

Горемычнее меня.

Соловей мой, соловей,

Голосистый соловей!

Писатель-народник Н.В.Успенский - Его произведения и в XX веке переиздавались периодичностью раз в двадцать лет, а в университетских учебниках (про школьные никто и не говорит) его имя в лучшем случае только упоминают. А ведь без этого автора литературная картина XIX, да и XX века будет явно неполной. Родился Николай в селе Ступино Чернского уезда Тульской губернии в 1837 (по другим данным – в 1834) году в многодетной и полунищей семье сельского священника. От нищеты Николая Успенского спасла только его литературная деятельность, начатая им в 1858 году, в пору своего недолгого студенчества, с публикации двух рассказов («Старуха» и «Поросёнок») в еженедельном журнале «Сын отечества». Третий рассказ, «Хорошее житьё», он отнёс было туда же, но там решили, что язык рассказа слишком народен и непонятен для публики. И Успенский, набравшись смелости, явился с рассказом к Н. А. Некрасову в «Современник». И вот тут-то и началась самая светлая пора его жизни и творчества. Рассказы своего протеже Некрасов распорядился печатать самым крупным шрифтом на первых страницах ближайшего издания журнала. Автору платили вполне приличный гонорар, а через год даже заключили контракт с условием, чтобы он сотрудничал только с «Современником».   Далее… почитайте  вот тут – интересно - https://proza.ru/2012/04/24/1518


Чернь - родина советского деятеля, академика, экономиста, председателя Госплана СССР - Н. А. Вознесенского «правой руки» самого Сталина,  расстрелянного по "Ленинградскому делу". Тут ему установлен бюст, его именем назван местный музей.


Родители Вознесенского переехали в Чернь, когда маленькому Николаю было всего четыре годика. Начинал свой политический путь Вознесенский в раннем возрасте, печатался в газетах и был лидером коммунистического движения.  Почему же Николаю Вознесенскому в Черни особые почести?


В Великую Отечественную в Черни немецкие войска стояли с 25 октября 1941 года ровно два месяца. Затем Красная Армия смогла вытеснить врага с территории Черни, но прифронтовой зоной район оставался ещё на протяжении двух лет, а послевоенная Чернь восстанавливалась с нуля. Самый весомый вклад в восстановление города сделал Николай Вознесенский, который тогда был председателем Госплана СССР. Однако уже в послевоенное время было сфабриковано «ленинградское дело», по которому проходил и Вознесенский. Родня Николая Алексеевича была сослана из Черни, а сам деятель был репрессирован. В 2011 году губернатор Владимир Груздев посмертно наградил Николая Вознесенского орденом «Почётный гражданин Тульской области» и передал награду в краеведческий музей Черни, который ныне располагается в доме Вознесенских.


Чернская земля вырастила и дала стране одиннадцать Героев Советского Союза. Танкист М.В. Юдин первым из туляков, в 1937 г., получил это высокое звание; в воздушных боях за Родину отличились И.Ф. Голубин, Г.Т. Дворников и И.И. Панин. Особый героизм и мужество проявили черняне при форсировании Днепра. Это сапер А.А. Демидов, автоматчик Ю.П. Иванкин и разведчик А.Г. Подчуфаров. В Берлине громил врага артиллерист В.И. Буфетов, на Балтике – корректировщик С.И. Бойко. Разведчику Н.В. Дуничеву звание присвоено посмертно. Уже в мирное время удостоились звания Героя Советского Союза М.М. Зайцев, танкист, генерал, и М.Ф. Гулякин звания Герой Социалистического Труда. Двое наших земляков – Н.А. Петриков и Н.Ф. Стариков – стали полными кавалерами орденов Славы.


В память о боевой славе жителей Черни в центре города в сквере всегда горит Вечный огонь. В братской могиле похоронены 377 бойцов Красной армии. Уроженцы разных уголков страны, они нашли свой покой в чернской земле.



И еще про один музей Черни хочется вам рассказать. Музей железнодорожного транспорта станции Скуратово. На карте железных дорог станция Скуратово появилась более 135 лет назад. Все поезда дальнего следования делали здесь долгие остановки для смены локомотивов. Для пассажиров был построен "каменный дом с платформой и навесом длиной в 31 сажень" - 3-этажный вокзал. На пороге зала ожидания дежурил швейцар в ливрее, а пол устилали красные ковровые дорожки. По праздникам священник проводил на вокзале службы.



Основные экспонаты музея - железнодорожные раритеты: в экспозиции представлены образцы рельс ушедших времен, ручной стрелочный перевод и старинный семафор, подробнейшее расписания поездов 1883 и 1906 годов, образцы железнодорожной формы разных лет, жезлы, кокарды и "лычки", медали и ордена железнодорожников прошлого века, а также буферные, хвостовые, ручные железнодорожные фонари, инвентарь дореволюционных путейцев и вагонников. Здесь можно увидеть старинную мебель и чудом сохранившиеся предметы быта - телефонный аппарат, с которого Гиляровский в 1882 году диктовал сообщения в Москву о пострадавших в кукуевской катастрофе. Отдельные стенды экспозиции посвящены Льву Толстому, Ивану Тургеневу и Алексею Скуратову - известному русскому мореплавателю, чье имя и носит поселок. Участник легендарной Великой Северной экспедиции Алексей Иванович Скуратов, имел поблизости собственное имение.



В годы Великой Отечественной войны скуратовский узел также являлся стратегическим. Именно сюда прибывали эшелоны с танками, артиллерийскими орудиями, участвовавшими в героической обороне Тулы, а потом и на Курской дуге. Здесь же базировался первый советский бронепоезд, вооруженный самыми современными в то время реактивными системами. Немецкая разведка считала, что состав собран в Америке. На самом же деле все в бронепоезде до последнего винтика было отечественным.


Военный мемориал «Бронепоезд Победы» находится тоже в Черни.  В память сражавшихся с немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны, буквально за 4 месяца был воссоздан уникальный памятник на колесах - бронепоезда «Козьма Минин». Это дань уважения тем, кто не вернулся с полей той кровавой битвы 1941-1945 гг., кто не дожил до победных весен.



Бронепоезд «Козьма Митин» не единственный «памятник с колесами» в Черни. В п. Черноусово, примерно 5- 7 км от Черни находится музей поствоенных советских и зарубежных автомобилей (около 350 единиц) под открытым небом. По словам Михаила Красинца, главного коллекционера этого музея, в его коллекции – редчайшие модели, о которых можно рассказывать часами. Доехать до этого музея крайне тяжело, но те кто там побывал не пожалели, говорят музей производит очень сильное впечатление.


Не только военными подвигами славится Чернь. Приезжие отправляются посмотреть Покровский храм. Его построили ровно 200 лет назад - на средства самих горожан. Пожертвования делали купцы, мещане и крестьяне. Левый придел храма был устроен усилиями чернской дружины, которая принимала участие в Крымской войне.


И еще чуть чуть… в нашем рассказе встречается такое понятие как – «Кукуевская катастрофа». Что это?


125 лет назад недалеко от станции Бастыево Чернского уезда Тульской губернии (ныне Орловская область) произошла катастрофа, унесшая десятки жизней и перевернувшая представление о железных дорогах в России.

Станция Бастыево Московско-Курской железной дороги Орловской области (ранее Тульской). В нескольких метрах от нее произошла страшная кукуевская катастрофа.


ЛИВЕНЬ-УБИЙЦА

О той страшной железнодорожной аварии сохранились сведения в Чернском районном историко-краеведческом музее им. Вознесенского. Рассказывает директор Марина Николаевна Реброва.


Катастрофа, о которой больше месяца писали все газеты того времени, произошла в ночь с 29 на 30 июня 1882 года недалеко от станции Бастыево и деревни Кукуево. Отсюда катастрофа и получила название - Кукуевская.

Из-за сильных ливней пропускная труба диаметром в полтора аршина (1 аршин = 71,12 см) оказалась не в состоянии пропустить поток воды. Железнодорожная насыпь через овраг была смыта, она просто рухнула... В бездну глубиной более 30 метров провалились семь вагонов почтового поезда. Погибли 42 пассажира, 35 человек получили жуткие ранения.


За полчаса до катастрофы по этой дороге прошел еще один поезд. Кондуктор по прибытии в Чернь дожил, что "на насыпи что-то неблагополучно". Но телеграф из-за грозы не работал и предупредить машиниста почтового поезда не смогли:

Когда поезд на полном ходу вышел на насыпь, локомотив рвануло назад - его потянули за собой проваливающиеся в бездну вагоны. Кондукторы последних четырех вагонов не растерялись и стали тормозить, чем спасли десятки жизней. Эти вагоны оторвались и остановились буквально в 6 метрах от страшной воронки. Семь же вагонов почти мгновенно "погрузились в разверзшуюся пропасть один на другой, давя и разбивая друг друга".


Люди, приехавшие на аварию спасать пострадавших, наблюдали страшную картину: огромный глубокий овраг пересекала узенькая насыпь полотна дороги, прорванная и заваленная обломками вагонов. Вздыбившаяся земля шевелилась и стенала глухими звуками: Поверх вагонов мощной лавиной все еще бурлил водяной поток. Он был так силен, что вымывал из-под вагонов вещи и человеческие тела...


В 2003 году на станции Скуратово в память о погибших в кукуевской катастрофе открыли часовню.


Вот такая история. 
            </div><div class=

Нет комментариев Добавить комментарий