Путешествуем с "Верой"!

Раскрасим жизнь яркими красками впечатлений!

Мценск, с чего бы начать… Начнем с кружева. Мценские кружева, да да - есть такие!

Орел - Москва - что за окном авто?


В наше время во Мценске есть Школа кружевниц. Обучаются здесь дети три года. За это время они должны научиться плести мерное кружево, делать копии старинных образцов. Лучшие работы юных кружевниц можно увидеть в музее кружева, как и работы их преподавателей. Открыто ателье "Мценские узоры".

Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается более воздушным.




Мценск, с чего бы начать… Начнем с кружева. Мценские кружева, да да - есть такие! Мценское кружево одно из самых старинных на Руси. Еще в ХVIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек. Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию. В наше время во Мценске есть Школа кружевниц. Обучаются здесь дети три года. За это время они должны научиться плести мерное кружево, делать копии старинных образцов. Лучшие работы юных кружевниц можно увидеть в музее кружева, как и работы их преподавателей. Открыто ателье "Мценские узоры". Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается более воздушным. Я была в музее кружева города Мценска. Меня поразили и узоры, и качество, и непохожесть мценского кружева на другие – вот посмотрите мои фото с музея вот тут - по ссылочке - https://ok.ru/veraorel/album/54248447803620






Он делал математику понятной и любимой… О ком это я? Киселёв Андрей Петрович (12 декабря 1852 – 8 ноября 1940) – российский, советский педагог-математик, посвятивший всю свою жизнь работе над школьными учебниками математики, которые были действующими в русской, а затем советской школе с 1884 по 1960 год. Его учебники выдержали 300 изданий тиражом в несколько миллионов экземпляров и установили рекорд по долговечности, прослужив системе образования 70 лет.



В юности он продал свою гимназическую золотую медаль, чтобы поступить на физико-математическое отделение Петербургского университета. Позже, уже будучи известным преподавателем, много лет проработал в провинции, не делая никаких попыток перевестись в какое-нибудь столичное учебное заведение. Он никогда не стремился к почестям, не связывал свои надежды с «престижными местами», предпочитая просто заниматься любимой наукой. Но так вышло, что именно эти занятия и принесли ему настоящую славу.


Уроки за полфунта чаю.

Начальное образование Киселев получил в церковно-приходской школе, сразу же зарекомендовав себя пытливым и одаренным учеником. Затем поступил в уездное училище. В это же время он приобрел свой первый «учительский опыт»: у неграмотной соседки умер муж-лавочник, та решила продолжать семейный «бизнес» и попросила мальчика научить ее читать, писать и считать. В качестве оплаты за уроки он получал полфунта чаю и несколько фунтов сахара в месяц. Однако самому юному «педагогу» скромных знаний, что давались в уездном учебном заведении, было недостаточно. Он мечтал поступить в Орловскую губернскую гимназию, и вскоре ему представился такой шанс.


«Круглый» отличник.

В Орле жил состоятельный купец, приходившийся Киселевым родственником. Узнав о «педагогических» успехах Андрюши, он предложил его родителям оплатить учебу в гимназии при условии, что тот будет репетитором детей своего благодетеля. Так Киселев стал гимназистом. Учился паренек отлично и получил по окончании учебы золотую медаль. Тогда-то он и продал свою награду, чтобы иметь средства на продолжение обучения на физико-математическом отделении естественного факультета столичного университета, где в ту пору преподавали Чебышев, которого называли величайшим математиком Европы, а также великий русский химик Менделеев. Киселев стал их достойным учеником, окончив университет со степенью кандидата «по математическому разряду» (подобное звание присваивалось лишь «круглым» отличникам).


«Киселевская эпоха»

Еще в начале своей преподавательской деятельности Киселев столкнулся с неточностями и сложностью формулировок в учебниках того времени, что со временем побудило его начать работу над собственными учебными пособиями. В 1884 году он издал на свои средства «Систематический курс арифметики для средних учебных заведений». Спустя три года доработанное издание этого учебника было рекомендовано Министерством народного просвещения для преподавания в школах. При этом рецензенты отмечали такие его достоинства как «соответствие программе обучения, краткость, доступность, научность изложения и легкость языка». Затем последовали новые учебники Киселева, которые в итоге охватили практически все школьные математические предметы: арифметику, алгебру, геометрию, начала анализа. Эти учебные книги заслужили полное одобрение методистов Министерства просвещения и любовь преподавателей-практиков. В российской школе началась «киселевская эпоха».


«Назад к Киселеву!»

Учебники Андрея Петровича получили признание и в советской системе образования. По ним учились миллионы наших соотечественников вплоть до 1970-х годов, когда в школьной программе произошли изменения.

Сам же Киселев после революции преподавал математику «красным» командирам в Петрограде. В 1934 году он был награжден орденом Трудового знамени за выдающийся вклад в развитие отечественного образования. Умер Андрей Петрович на 89-м году жизни. Его похоронили на Волковском кладбище, рядом с могилой Менделеева.


С той поры, как закончилась «монополия Киселева», в школьной математике было издано немало новых учебников, но ни один из них не заслужил такой популярности, как «киселевские» творения. После реформы образования, в результате которой школа отказалась от них, среди преподавателей старшего поколения даже возник лозунг: «Назад к Киселеву!» Выдающийся советский математик Иван Андронов тогда обосновал это стремление так: «В его учебниках соблюдалась педагогическая мера между общим и частным, абстрактным и конкретным, между наукой и учебным предметом, между логикой предмета и психологией ученика. В содержании его книг ничего не было лишнего и ничего не было упущено».


Выдающийся отечественный педагог Андрей Киселев, создатель знаменитейших учебников по математике, чутко реагировал даже на самые незначительные замечания в адрес своих учебных пособий, и от издания к изданию совершенствовал их. Кроме того, он постоянно изучал зарубежный опыт преподавания математики, штудировал иностранные учебники, считавшиеся передовыми.


Имя Киселева носят воронежский учебно-воспитательный комплекс № 2, улицы в Воронеже и в селе Хреновом (ныне – Новоусманского района), близ которого в начале XX века он приобрел усадьбу. В этой усадьбе математик прожил 17 лет. Долгое время здесь жила и его старшая дочь – известная художница, одна из любимейших учениц Репина, Елена Киселева. Ныне усадьба охраняется государством как памятник истории и культуры.


В Орле одна из улиц получила имя А. П. Киселева. Около здания бывшей мужской гимназии (ныне здесь располагается исторический факультет Орловского государственного университета) установлен его бюст.

В Мценске родная школа Андрея Петровича носит его имя.



Град Святого Николы или о чудотворном образе св. Николая во Мценске.

Достопримечательностью города в ХIХ — начале ХХ века являлся Николаевский собор с грандиозною колокольней, построенный на горе Самород (ныне Соборная гора) по проекту Авраама Мельникова. В нем хранился чудотворный образ Св. Николая — покровителя города Мценска.


Первые документальные упоминания о «Доме святого Николы» во Мценске относятся к 1625 г. Деревянный «клецкий» собор находился в центре Мценского кремля — Рубленого города, венчавшего вершину скалистой горы Самород. Кроме собора в кремле находилась деревянная «клетская» церковь Параскевы Пятницы.


Николаевский собор привлекал внимание проезжавших через город путешественников, описавших его в своих воспоминаниях и дневниках.

Выдающийся русский ученый-биолог, путешественник, академик Санкт-Петербургской Императорской Академии наук Василий Фёдорович Зуев в своих «Путешественных записках от С.-Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 году» написал о мценском соборе: «… Соборная церковь, каменная, с колокольнею прекрасной архитектуры, стоит на левой стороне реки, на прекрасном бугру, вышиною более тридцати сажен прямых имеющем, со всех сторон крутояром и совершенно неприступном, если б живущие на оном комендант и протопоп не сделали сами для себя возможного сколько-нибудь с его съезда… в городе имеется явленный образ Николая Чудотворца и каменный чудотворный крест хорошей работы, приплывший, сказывают, водою снизу…».


Что же это за образ такой и крест «водою снизу»?

Летом 1781 г. ученый географ и натуралист В. Ф. Зуев проездом из Санкт-Петербурга в Херсон остановился в городе Мценске и составил его краткое описание. Кроме прочего его внимание привлекла соборная Николаевская церковь, а в ней вырезанное из дерева изваяние Николая Мирликийского (с мечом и церковью в руках) и каменный крест «хорошей работы». На основе устных рассказов местных жителей В. Ф. Зуев записал два связанных с этими реликвиями предания. Первое состояло в том, что крест приплыл «водою снизу», то есть по реке Зуше, против ее течения. Второе гласило, что когда в древности мценскую крепость осаждала «мордва»1, местные жители «призвали в помощь св. Николая Чудотворца, который ослепил всю мордву и дал их всех побить»


В русском фольклоре XIV–XVII вв. действительно имелось поверье о том, что святой Никола может ослеплять и исцелять от слепоты. В данном случае рассказы мецнян исходили не из общих фольклорных традиций, а были связаны с записанным на бумаге Сказанием, которое еще в середине XIX в. хранилось в Николаевской соборной церкви города Мценска.

Выполненный из дерева чудотворный образ Святителя Николая Чудотворца — «резной... чудный и, можно даже сказать, страшный», к которому ежегодно приходили поклоняться сотни тысяч паломников. Предметом почитания был камень в виде креста, на котором образ, по преданию, приплыл во Мценск в 1415 году против течения реки Зуши.


В знаменитом сказе Н.С. Лескова «Левша» читаем:

"Туляк полон церковного благочестия и великий практик этого дела, а потому и те три мастера, которые взялись поддержать Платова и с ним всю Россию, не делали ошибки, направясь не к Москве, а на юг. Они шли вовсе не в Киев, а к Мценску, к уездному городу Орловской губернии, в котором стоит древняя «камнесеченная» икона св. Николая, приплывшая сюда в самые древние времена на большом каменном же кресте по реке Зуше. Икона эта вида "грозного и престрашного" — святитель Мир-Ликийских изображён на ней «в рост», весь одеян сребропозлащенной одеждой, а лицом тёмен и на одной руке держит храм, а в другой меч — "военное одоление". Вот в этом "одолении" и заключался смысл вещи: св. Николай вообще покровитель торгового и военного дела, а "мценский Никола" в особенности, и ему-то туляки и пошли поклониться. Отслужили они молебен у самой иконы, потом у каменного креста и, наконец, возвратились домой «нощию» и, ничего никому не рассказывая, принялись за дело в ужасном секрете. Сошлись они все трое в один домик к левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли, перед Николиным образом лампадку затеплили и начали работать".


Икона и крест хранились в соборе вплоть до XX века. Их упоминает в статье за 1915 год А.И. Фирсов, описывая внутреннее убранство храма.


"Чудотворный образ Св. Николая помещается на правой стороне главного иконостаса под балдахином. Образ изсечен из дерева. Святитель изображен во весь рост. Из сребро-позлащенной ризы глядит темный лик святителя. Черные кисти обеих рук обнажены. В правой руке святитель держит обнаженный меч, а в левой - ковчег в виде храма. Венец над головою святителя украшен драгоценными камнями. Перед образом теплятся несколько неугасаемых лампад. Глубокую веру питает народ к этому образу. Летом, особенно весною, перед 9-м мая, сотни тысяч богомольцев, с котомками за плечами, тянутся по московскому шоссе в Мценск, или как его называет простонародье, "Амченск". На левой стороне главного иконостаса под сенью помещается изсеченный из камня животворящий крест, украшенный серебрянной ризой. По преданию, чудотворный образ явился в 1415 году на берегу Зуши на камне, из которого потом был изсечен только что описанный крест..."


Где сейчас икона? Искала, искала, да не нашла… в одной книге написано, что хранится она теперь в храме апостолов Петра и Павла. Но, так ли это, не могу утверждать. Может кто из вас, мои уважаемые читатели знает?


  В 10 км от Мценска есть еще одно уникальное место. Монастырь святого Кукши. Имя священномученика Кукши известно на Орловщине всем: и духовным и светским лицам. Святой Кукша Киевопечерский - небесный покровитель Орловщины.


В летописи и житии святого Кукши сказано, что в 12 веке из Киева по Днепру, а затем по реке Десне, приплыли в брянские и орловские края инок с именем Иоанн Кукша и его ученик Никон. Между Болховом и Мценском, вблизи нынешнего села Карандаково, у реки они основали миссионерский стан (ныне здесь монастырь и святой источник во имя священномученика Кукши).

Кукша причислен к лику святых как равноапостольный именно за крещение вятичей, наших предков, и за свою мученическую смерть - усекновение главы. В 2013 году исполнилось 900 лет памяти святого Кукши (общеепархиальные торжества проходят 9 сентября), ибо здесь в лесной чаще в 1113 году «Кукша противу рассвета убиен бысть». (На Орловщине имя святого Кукши носят Орловское историко-церковно-археологическое общество, православная гимназия и мужской монастырь).


6 августа 2009 года по инициативе архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона принято решение о почитании сщмч. Кукши покровителем Орловско-Ливенской епархии.


История монастыря во имя святого Кукши не похожа на обычную историю для монастыря нашего времени. Обычно она делится на «до» и «после» – история дореволюционная и возрождение в наши дни. На месте же почитания святого Кукши никогда не было монастыря. Он возникает только в 2000 году. Обитель расположена на месте убиения святого Кукши, в 10 км от г. Мценска Орловской области, между д. Фроловка и с. Карандаково.




Мценск – один из древнейших русских городов впервые он упоминается в Никоновской летописи в 1146 году. С конца XI в. город Мценск входил в Черниговское княжество. Разрушен во время татаро-монгольского нашествия. С XIV века город находился под властью Литвы, а с начала XVI века вошёл в состав Русского государства. Важную роль в борьбе с врагами сыграла Мценская крепость, построенная на горе Самород. В XVI -XVII вв. она была одной из крупнейших на юге Русского государства, надёжно защищающая его границу. В 1708 г. Мценск был включён в Московскую губернию, с 1778 - уездный город Орловского наместничества, а с 1802 г. - Орловской губернии.



5 причин посетить Мценск:

1 - Сохранившаяся застройка и памятники архитектуры XVII—XIX веков.

2 - Красивое расположение города и пейзажи юга средней полосы.

3 - Православные Храмы города.

4 - Старейший краеведческий музей в Орловской области.

5 - Знакомство с народным промыслом « Мценское кружево».


и это не все!!!


Нет комментариев Добавить комментарий